=))

Эволюция музыки достигает в первой половине 18 века блестящей
эпохи. Формы, которые зарождались в начале 17 века достигают высшей
ступени совершенства. Четыре великих мастера, работающие в четырех
различных странах, определяют своим творчеством все музыкальное
искусство данного периода: Александро Скарлатти в Италии, Жан Филипп
Рамо во Франции, Иоганн Георг Гендель в Англии, и Иоганн Себастьян Бах
в Германии.
Можно различно оценивать их произведения: оценка зависит от
вкусов и направлений. Но в историческом нужно допустить, что все
четверо, каждый в своей области, выполнили свою миссию с равным
совершенством. Двое из них немцы. Сила их творчества сконцентрировала
вокруг себя все существенное, что было достигнуто до тех пор
европейской музыкой.
Однако итальянская музыка в первой половине 18 века еще
господствовала и, пожалуй, никогда не была более блестящей. По
Германии еще в 17 веке распространяли обычай выписывать на должности в
придворных капеллах и на службу в театрах итальянцев, даже целиком
учреждать итальянскую оперу. Великолепие и пышность спектаклей
превосходили все, что видели до того времени. Итальянцы появляются
повсюду и занимают первые места в Англии, Польше, Росии, а не только в
германии. Одна франция стойко сопротивляется натиску итальянской оперы
и отбрасывает от себя одинаково как дурные, так и хорошие ее стороны.
В начале 18 века Неаполь отделяется от Венеции и принимает на
себя руководство музыкальным движением в области оперы. Благодаря
Франческо Провенцеале и Александро Скарлатти неаполь до тех пор не
игравший значительной роли в ходе развития музыки дает свое имя школе
с определенным направлением и через это прославляется.
Александро Скарлатти родился в 1659 году в Сицилии, умер в в
Неаполе в 1725г., ученик Кариссими, после постановки в Риме в 1679 г.
своей первой оперы "Невинная ошибка" сделался в 1680 капельмейстером
при дворе шведской королевы Христины, жившей в Риме. В 1694 Скарлатти
становится капельмейстером вице-короля в Неаполе. С 1703 по 1708 он
управляет метризой(муз. школой) при одной из римских церквей, затем
опят возвращается в Неаполь. Число сочинений Скарлатти колоссально:
одних опер 118, 700 кантат и т.д.
Фрпанческо Провенцеале - композитор целого ряда опер (комических
- "Раб своей супруги"), и серьезных на античные сюжеты (Кир, Креркс,
Эритрея и др.)Франческо провенцеале испытал влияние венецианцев, но
выработал в результате стиль, вскоре ставший характерным для всей
неаполитанской оперной школы, а затем и для всей итальянской оперы 18
века.
Стиль Неаполитанской школы отличается ярко выраженными
особенностями. Прежде всего - это стиль мелодический, базирующийся уже
целиком на нашей ладовой и тональной мажорно - минорной системе.
Мелодия - главный элемент неаполитанской музыки, мелодия богато
разросшаяся, страстная и знойная, выразительница могучего
непосредственного чувства. Это чувство, общее всем, - сразу, с первых
звуков, понятное. Таким образом, мелодика в неаполитанской школе -
сильнейший обобщающий и и объединяющий социальный фактор. Певучесть
(вокальность )-существенное качество этой лирико-драматической музыки.
Отсюда исходят ее формы, отсюда - выразительные мелодические
речитативы неаполитанских опер с богатым инструментальным
сопровождением, отсюда - вся своеобразная конструкция
этих опер:последование арий, связанных речитативами.
Во Франции одним из ярчайших представителей оперного искусства
18 века является Жан Филипп Рамо (1683-1764). Рамо сперва проявлял
свою музыкальную деятельность как органист - теоретик и как композитор
клавесинных и культовой музыки. Только в 1733 ему удалось привлечь
внимание к себе как к театральному композитору своей оперой "Ипполит".
Это с начала до конца оригинальное, типичное французское произведение:
все в меру, все ясно, все взвешено, чувство умеренно разумом,, вкусом и
привычной дисциплиной человека, сдерживаемого рамками общественной
вежливости, галантности и иронии. Музыка Рамо - полный контраст с
чувственной обнаженностью итальянской лирики и с немецким "погружением
в себя", в личную психическую жизнь. Правда, в творчестве Рамо -редкий
случай-слились великий композитор и великий теоретик. Темперамент
композитора охлаждается рассудочностью исследователя, и, наоборот,
умозрительные выводы поддержаны комозиторской проницательностью и
чувством, ибо тероетические работы Рамо все-таки скорее работы
практика-музыканта, идущего от опыта, чем подлинного мыслителя.
Другое типично французское качество музыки Рамо - ее
изобразительность, пластичность и театральность. Театр до конца 19
столетия был одним из самых важных органов французской
интеллектуальной жизни. Большая часть, если не вся французкая музыка17
и 18 века и дальше, включая Берлиоза, изобразительна и пластична и
является музыкой театра и балета. Вся концертная и камерная музыка
Франции от сюит Куперена до оркестровых сочинений Дебюсси, а в центре
- сифонии и оратории Берлиоза - связана с театральностью. Вот
еще несколько опер Рамо: Галантные Индейцы (1735), Кастор и Поллукс
(1737) Торжества Гебы (1739) Дарданус (1739).
Столь важная для истории музыкальной драмы реформа Глюка точкой
отправления имела неаполитанскую оперу, но сама реформа произошла на
французкой территории. В своей музыке Глюк выразил новые идеалы своей
эпохи и создал произведение, до сих пор сопротивляющееся времени.
Античный миф ожил в искренней и задушевной, кристаллически я сной
музыке и в незамысловатом действии:ни интриг, ни интермедий, ни
второстепенных персонажей (один жалкитй амур фигурирует, как уступка
старым оперным вкусам). Хор и балет образуют органические звенья в
действии, ане случайные вставки. Знаменитое "нет" - суровый ответ
теней ада на мольбы Орфея - один из сильнейших драматических эффектов,
танцы и пение в Елисейских полях - один из трогательнейших моментов во
всей театральной западноевропейской музыке.
"Орфей" был сочинен на итальянский текст, и главная роль еще
предназначалась для альта. Но итальянцы, привыкшие к полнокровной
чувственной мелодии и богатству колоракультуры, не поняли простоты
драматически выразительнойц музыки "Орфея". Глюк продолжал свое и
предложил венецианской публике "Альцесту", а за ней еще одну оперу
"Парис и Елена".
В творчестве Генделя(1685-1759) и Баха немецкая музыка первой
половыны 18 века выдвинула две гигантские недосягаемые вершины. В
начале своей карьеры Гендель испытывал на себе неаполитанское влияние.
Поскольку оно было господствующим, такой властный талант, как талант
Генделя, не мог пройти мимо него, не преодолев его и тем самым не
обогатив своей техники. Его ранние произведения в итальянском стиле не
лишены выразительной красоты, но они не дают еще всего Генделя. То,
что было в нем лучшего и оригинального, не могло сполна проявиться в
чуждых ему формах. Как Глюк (и как впоследствии Моцарт), он должен был
создать свое собственное искусство. Англия, с ее вековой, крепко
организованной хоровой культовой музыкой дала ему в руки верное
средство воздействия. Лично для него тяжело было вынести неуспех его
опер и всей его борьбы за оперное дело, но для музыки провал Генделя в
этой области надо считать безусловно хорошим исходом: неудачи открыли
Генделю глаза и направили его на верную дорогу, може быть, против его
воли. Гендель писал оратории - по сущности -музыкальные драмы. Вот все
значительнейшие сочинения Генделя в этом роде: Мессия (1742) Ацисс и
Галатея, Эсфирь - 1732, Дебора - 1733, Празденство Александра или
Торжество Музыки - 1736, Саул - 1738, Израиль в египте - 1739, Самсон
- 1743, Валтасар - 1744, Иуда Маккавей - 1746, Иосиф - 1748, Сусанна,
Соломон, Феодора, Иефта - 1748-1751
Иоганн Себастьян Бах (1685 - 1750) - конечная точка длинной цепи
эволюции. Сочинения Баха - могучие своды здания и купол, венчающий
собой громадный монумент. Влияние Баха стало сильней чувствоваться не
при жизни его, а с начала 19 века. И если нельзя согласиться с мнением
современных мочитателей его искусства, что Бах - создатель всей
европейской музыки, то можно вполне считать его отцом современной
музыки. Баху не довелось побывать в Италии. Поэтому его сочинения
сохранили чисто немецкую терпкость. Поэтому же большинство ценителей
музыки его времени, уже привыкшие к мягким ритмам, акцентам и
катиленам неаполитанской школы, не поняли его гениального творчества и
не оказали ему должного внимания: его сочинения казались напыщенными.
Вне небольшого круга учеников и нескольких немецких органистов влияние
Баха на его эпоху было крайне ограниченным. Его произведения
гравировались очень редко. Большая часть их осталась в рукописях и
собственноручно копировалась композитором.
Вольфган Амадей Моцарт (1756-1791) учился у своего отца
Леоподльда Моцарта, выдающегося скрипача и педагога, угадавшего гений
сына и посвятившего свою жизнь его формированию. В Мюнхене во время
карнавала 1775 года сочинил оперу "Придворная Садовница", в том же
году - "король-пастух". В 1781 в Мюнхене исполняется его серьезная
классическая итальянская опера "Идоменей" . В 1782 году исполняется
"Похищение из Сераля"! В 1786 ставят в Венен "Свадьба Фигаро". в 1787
в Праге идет "Дон-Жуан". 1788 сочинены три великие симфонии g-moll,
Es-dur и c-dur. В 1790 пишет оперу "Так поступают все". В 1791
сочинены последние оперы "Тит","Волшебная Флейта" и "Реквием".